+7 (812) 921-70-88  
 office@yurchenko.spb.ru

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

 «Конституция Российской Федерации» (далее Конституция РФ) в части 3 статьи 62 и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 4 определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются равными в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 

Также гражданам одного государства в России могут быть представлены все те же права, что и гражданам других.

 

Пунктом 27 Приложения N 16 к «Договору о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что каждое государство-член предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах услугам, поставщикам и получателям услуг любого другого государства-члена режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый таким же (подобным) услугам и поставщикам и получателям услуг третьих государств.

 

В свою очередь иностранцам могут предоставлены особые права и обязанности.

 

Согласно статье 29.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ.

 

В части 3 статьи 20 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

 

Однако согласно статье 3 «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) граждане Республики Беларусь в течение 90 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.

 

Исходя из вышеизложенного, к различным категориям иностранных граждан могут применяться различные формы правового режима.

 

Следует рассмотреть беженцев, как определенную категорию иностранных граждан.

 

Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» определен статус беженцев. «Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

 

Также выделяют иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом, и иностранных граждан, не обладающих им.

 

Согласно статье 31 «Венской конвенции о дипломатических сношениях» (заключена в г. Вене 18.04.1961), глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции.

 

Согласно ч. 3 статьи 2.6. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, «вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права».

 

Важной составляющей административно-правового статуса иностранцев в Российской Федерации, очевидно, должен являться порядок въезда и выезда на территорию России. В настоящее время указанный порядок весьма детально регламентирован российским законодательством, в частности, Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

 

Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу России. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

 

Таким образом, правовое положение иностранных граждан в РФ регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также прочими нормативными правовыми актами и договоренностями с другими странами.

__________________________________________________________________

«Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014)
«Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) // Собрание законодательства РФ. 23.03.2009. № 12. Ст. 1371.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ

Автор: Зейналов Мурад

помощник адвоката