+7 (812) 921-70-88  
 office@yurchenko.spb.ru

Российское законодательство


Надеюсь, вы задумывались, откуда слово Федерация в наименовании нашей страны. Так вот, существуют два вида государственного устройства: федеративное и унитарное. Главное отличие, из которого вытекают другие особенности, в том, что в федерации существуют относительно самостоятельные государственные образования. То есть в одном государстве находятся еще несколько маленьких государств, которые именуются субъектами (Республика Башкортостан, Республика Тыва и т. д.). В унитарном такого нет.

 

Эти субъекты могут иметь свои законодательный и исполнительный органы.

 

Получается, в России есть 2 уровня власти: федеральная и региональная. Значит, 2 уровня нормативно-правовых актов: федеральные и региональные (нормативно-правовые акты субъектов федерации).

 

Далее будет рассмотрена сама система законодательства. Начнем с федерального законодательства.

 

Федеральный уровень
Законы

 

1. Основным российским законом является Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ). Конституция РФ обладает высшей юридической силой на всей территории России и прямым действием. Высшая юридическая сила означает, что все принимаемые на территории России нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции РФ. Например: Согласно части 2 статьи 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен. Статья 4 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) так и называется «Запрещение принудительного труда».

Под прямым действием понимается, что соблюдение конституционных норм не должно ставится в зависимость от каких-либо обстоятельств. Например, если даже бы отсутствовала выше названная статья ТК РФ и при выполнении работы существовала бы какая-либо угроза применения наказания, то граждане могут обратиться в суд и органы, ссылаясь лишь на часть 2 статьи 37 Конституции РФ.

 

2. Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются «составной частью правовой системы» страны. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, международные договоры России обладают приоритетом в применении над всеми нижестоящими нормативно-правовыми актами.

 

3. Федеральные конституционные законы – это такие акты, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Например, в части 3 статьи 87 Конституции РФ указано, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Существует Федеральный конституционный закон «О военном положении». Получается, что федеральные конституционные законы принимаются строго по вопросам, которые предусмотрены Конституцией РФ.

 

4. Федеральные законы – это акты законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. Например, Федеральный закон «О страховых пенсиях» регламентирует основания и порядок, по которым можно получить страховую пенсию по старости. То есть отсутствует конкретный перечень вопросов, по которым должны быть приняты федеральные законы.
Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентными органами юридические акты, устанавливающие нормы права, которые основаны на законе и не противоречат ему. К ним относятся:

 

5. Указы Президента – это акты, которые издаются в пределах президентских полномочий, кроме решений Президента России по оперативным, организационным и кадровым вопросам и по вопросам работы Администрации Президента России, эти решения Президента выглядят в форме распоряжений. В части 3 статьи 80 Конституции РФ указано, что Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Возьмем такую сферу как социальное обеспечение, оно относится к внутренней политике страны. Существует Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 года N 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

 

6. Постановления Правительства – это акты Правительства РФ, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права по вопросам, относящимся   к   функциям этого государственного органа. У Правительства огромный спектр полномочий, если есть желание, то можете ознакомиться с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

 

В статье 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики. (Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».)

 

Следует иметь в виду, что акты Правительства по оперативным и иным текущим вопросам именуются распоряжениями. (Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2020 года N 763-р «О мерах по предупреждению проникновения на территорию РФ новой корона- вирусной инфекции».)

 

7. Ведомственные акты (приказы министерств, федеральных служб и др.) – это акты, регулирующие общественные отношения, относящие к компетенции определенного государственного органа (например, МВД, Федеральной таможенной службы или других государственных органов), которые принимаются на основе и во исполнение законов в соответствии с актами Президента и Правительства России. Существует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по названию, я думаю, вы поняли, что тут все, что связано с обращениями (жалобами, заявлениями, предложениями) в государственные органы. Во исполнение этого закона есть Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», в котором представлена система рассмотрения обращений граждан в этом ведомстве.

 

Региональный уровень

 

Россия состоит из 85 субъектов (22 республики, 3 города федерального значения, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа и 1 автономная область). Субъекты могут принимать законы и подзаконные акты, действующие только на их территории.

 

Законы

 

1. Конституции и уставы субъектов. По отношению ко всем другим нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой. Все остальные нормативные акты субъекта Федерации должны соответствовать, то есть не противоречить, конституции или уставу. Это как отношение всех правовых актов России к Конституции РФ, которой ничто не может противоречить, а если противоречит, то не имеет силы. Только в данном случае устав или конституция должны соответствовать Конституции РФ, а также федеральному законодательству (Конституция Республики Коми, Устав Санкт-Петербурга).

 

2. Законы субъектов могут издаваться по вопросам совместного ведения России и его субъектов в соответствии с федеральными законами. Эти законы призваны способствовать созданию механизма реализации федерального закона, а также могут быть приняты, чтобы конкретизировать определенный федеральный закон, принятый совместно федерацией и субъектом (Социальный кодекс Санкт-Петербурга).

 

Также законы принимаются по вопросам, отнесенным толь- ко к компетенции регионов. А если есть противоречие между федеральным законом и законом субъекта в сфере компетенции субъекта, действует правовой акт региона (Закон Санкт-Петербурга «О наградах и иных формах поощрения в Санкт-Петербурге»).

 

Вы должны понять, что в России есть деление законов, которые принимаются только Россией, только субъектами или совместно Россией и его субъектами. Открыв статью 71 Конституции РФ, вы увидите вопросы, законы по которым принимаются только Россией (вопросы войны и мира, выпуск денег и т. д.). В статье 72 Конституции РФ вопросы, законы, по которым должны приниматься совместно Российской Федерацией и субъектом России (разграничение государственной собственности (завод принадлежит России или его субъекту). Все, что не относится к ведению России и совместному ведению России и его субъектов, относится к ведению субъекта Рос- сии. То есть все, чего нет в статьях 71 и 72 Конституции РФ, относится к ведению субъекта России.

 

Подзаконные нормативные правовые акты субъекта России

 

Это нормативно-правовые акты (постановления, распоряжения, приказы), принимаемые органами исполнительной власти субъектов России. К органам исполнительной власти относятся глава исполнительной власти субъекта (это лицо, которое возглавляет субъект Федерации (главы субъектов именуются по-разному в разных субъектах, это могут быть главы республик, мэры, губернаторы, председатели правительств республики)), правительство, министерства и иные органы исполнительной власти.

 

Подразделение этих актов:

 

1. Нормативные правовые акты глав исполнительной власти субъектов России (Указ Президента Республики Татарстан от 08.04.2020 N УП-227 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно»).

 

2. Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов России (Приказ Министерства финансов Республики Бурятия от 29 октября 2020 года «О закреплении источников доходов за Администрацией Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия»).

 

Что мы должны понимать главное про эти акты, так это то, что они не должны противоречить федеральному законодательству и региональным законам.

 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зейналов М.П. Право от Холостяка. – Санкт-Петербург: Изд-во Любавич, 2020. – 32 с.

 

Автор: Зейналов Мурад

    помощник адвоката